В этом учебнике мы собрали всё важно, что нужно знать интернет-магазинам для продвижения. Расскажем, как выбрать методы продвижения, кто должен быть в команде, как проверить агентство или специалиста и какие ошибки на сайте важно не допустить. 

Основы: всё важное простым языком
Стратегии продвижения, белые, серые и черные методы

Что такое SEO и для чего оно нужно?

SEO расшифровывается как «поисковая оптимизация». Если простым языком, это насколько легко человеку найти ваш сайт по определенным запросам в поисковых системах. 

Например, покупательница хочет купить вечернее платье, она вбивает в строку поиска Яндекса или Гугла «вечерние платья». Первыми ей попадаются интернет-магазины платьев: 

organik.png

Чаще всего люди переходят на сайты на первой странице поисковой выдачи, а на другие — только если не нашли ничего подходящего. SEO как раз и занимается тем, чтобы сайт показывался как можно выше в поиске по определенным запросам. Для этого есть свои инструменты, о них поговорим позже. 

Трафик за счет поисковой оптимизации называют органическим. Вы можете услышать в речи что-то вроде «Сайт просел по органике». Это значит, что по каким-то причинам люди стали реже находить сайт в поиске и заходить на него. 

Алгоритмы работы поисковых систем в секрете. Поисковики дают рекомендации, но без конкретики вроде: «Делай вот так, чтобы твой сайт был выше». Они задают общее направление, а специалисты по SEO изучают эти рекомендации, отслеживают поведение поисковых систем на практике и составляют для компании план действий. 

Когда SEO подходит, а когда этот инструмент бесполезен?

У каждого клиента своя уникальная ситуация в бизнесе. И исходя из этого надо выбирать инструменты. Правда, SEO нужно не каждой компании. Иногда этот инструмент не работает или вытягивает из компании много денег, но не приносит ощутимого результата. Вот что это за ситуации:

  • Нет спроса. Например, если у вас новый, уникальный товар и люди его не ищут в поиске. Сначала займитесь увеличением спроса на ваши товары, а потом начинается работать над оптимизацией сайта. 

  • Спрос есть, но продвижение, скорее всего, не окупится. Например, если компания чаще всего работает по госзаказу. Госкомпания не будет искать подрядчика или поставщика через поиск, она разместит закупку на специализированной площадке. 

  • Слишком высокая конкуренция. Представим рынок китайских товаров. Магазинов много, но большинство покупателей все равно выбирают Алиэкспресс: это привычно и дешево. Сколько бы другие магазины ни тратили денег на SEO, у них будет минимум органического трафика. 

Это общие правила, но есть исключения. Например, магазин продает одежду, конкурирует с Валдберрисом и Ламодой. Казалось бы, не стоит вкладываться в SEO. Но если присмотреться к бизнесу, увидим, что покупатели приходят в этот интернет-магазин за уникальными вечерними платьями. На Ламоде таких нет. 

Если у товара есть уникальные характеристики товара, можно получить органический трафик по SEO.

Подходит ли SEO для стартапов?

Все зависит от специфики бизнеса. Все гипотезы на старте лучше проверять с помощью контекстной рекламы, а потом уже вкладываться в SEO. 

Допустим, предприниматель думает, что люди будут покупать вечерние платья, которые повторяют модели известных брендов. Это платья из серии «как Дольче и Габбана, только за 7 тысяч рублей». Он считает, что такие платья влет уйдут у покупателей. 

В этом случае мы советуем не вкладываться сразу в SEO, а сначала проверить гипотезу — запустить контекстную рекламу на сайт и посмотреть, правда ли платья будут раскупаться. Иначе можно потратить много денег на поисковое продвижение, которое не принесет результата.

Как проверить, принесет мне SEO результат или нет?

Проверьте спрос на ваши товары: 

  1. Подумайте, по каким запросам люди будут искать ваши товары. Например, если мы говорим про интернет-магазин платьев, то это «купить платья» или «купить вечерние платья». 

  2. Проверьте размер спроса. Для этого есть специальные сервисы, например, Spywords. Введите свои запросы, например, «купить платье», а сервис сгенерирует еще сотни подобных запросов. 

  3. Проверьте, какой трафик у конкурентов. Это удобно делать через сервис Similarweb. Он покажет трафик не только из поиска, но еще из рекламных каналов и соцсетей. Например, если у конкурента 20 000 переходов с органики, то вы можете как минимум претендовать на такой же объем трафика. 

  4. Теперь задача откусить часть трафика от конкурентов. И дальше начинается само SEO. Нужно оценить, насколько сайт соответствует требованиям поисковиков. 

Как поисковики оценивают сайт?

Поисковики оценивают сайт по нескольким критериям: 

  • Семантическое ядро. Поисковики смотрят, по каким запросам пользователи должны находить этот сайт. Для этого оптимизаторы составляют семантическое ядро. 

  • Структурный анализ сайта. Сеошники оценивают, чтобы структура сайта соответствовала спросу пользователей. Например, если пользователи ищут «вечерние зеленые платья», то в интернет-магазине платье должна быть страница с вечерними зелеными платьями.

  • Технический анализ сайта — какие ошибки есть на сайте, насколько они мешают поисковику понимать информацию на сайте. 

  • Контентный анализ сайта — какое содержание у страниц, соответствует ли содержание тому, что ищут пользователи, получат ли они полезную информацию на сайте. Например, они должны увидеть, что это за платья, из какого материала, как их стирать и сколько они стоят.

  • Анализ мобильной версии сайта — насколько сайт быстро грузится и оптимизирован под мобильную версию. Это самые главные параметры, но есть еще. 

  • Анализ пользовательских факторов — удобство использования, впечатление пользователя от сайта. Поисковики оценивают, как долго пользователь пробыл на сайте, как быстро ушел, сколько страниц просмотрел. Поисковые системы считают, что если сайт интересный, то пользователи будут проводить там как можно больше времени. 

  • Анализ георанжирования — наличие страниц контактов и доставки, региональная архитектура сайта, установка целевого региона и другие параметры. 

  • Анализ внешних ссылок — на каких сайтах упоминается ваш сайт и насколько это качественные упоминания. Например, в самом начале развития поисковых систем сеошники закупали ссылки на сторонних сайтах, чтобы поднять свой сайт в выдаче. Наверняка помните сайты, которые состояли из одних ссылок. Поисковики научились определять такое спамное продвижение и теперь имеют вес только естественные ссылки: когда публикуете статьи на сторонних ресурсах или кто-то упоминает вас в своих статьях. 

  • Анализ индексации сайта и его взаимодействия с поисковиками — какие есть проблемы в индексации. 

  • Проверка сайта на санкции и фильтры.

На самом деле критериев намного больше, но это самое важное, что вам нужно знать. 

Кому поручить работу по SEO?

Есть несколько вариантов:
  • Агентства — бывают потоковыми и бутиковыми. Потоковые берут сразу несколько маленьких компаний и ведут их по остаточному принципу: на что останется время. В бутиковом агентстве тщательно занимаются каждым клиентом, но стоимость работы выше. 

  • Фрилансер — по уровню выше, чем бесплатный родственник. У него есть навыки и знания, но может пропадать. Например, возьмет большой другой заказ и на вашу маленькую компанию не сможет тратить время. 

  • Условный друг брата жены — другими словами, какой-то родственник или знакомый. Обычно делает бесплатно, но у него могут резко меняться планы. Сегодня он был готов продвигать сайт, а завтра устроился в Газпром и времени нет. 

  • Свой штат. Об этом расскажем отдельно.

  • Заниматься самому. Обычно трудно совмещать с вашей основной работой. Плюс нужны технические знания. 

  • Коллаборация агентства и компании. Это когда внутри компании есть свой штат сеошников, но она еще обращается к агентству для сторонних консультаций. 

Что лучше: SEO или контекст?

Невозможно однозначно сказать, что лучше. Каждый инструмент подходит для своей ситуации. 



SEO

Контекст

Стоимость

На старте SEO может казаться дороже: нужно оплатить работу специалиста, а результат получите не сразу. 

Зато затраты окупятся потом, когда сайт будет сам получать дешевый органический трафик. 

Например, в недвижимости переход из контекста стоит примерно 60 руб., а из SEO сначала будет 12 руб., а через год — 8 руб.

Можно запустить кампанию с небольшим бюджетом. 

Срок до результата

Несколько месяцев, обычно от полугода до года.

Пополнили рекламную кампанию и сразу получаете трафик. 

Требования к сайту

Высокие — от качества сайта зависит объем трафика.

Можно запустить практически любой сайт. Конечно, от качества сайта зависит, задержатся ли покупатели. 

Управляемость

После доработок на сайте приходится ждать, пока поисковик проиндексирует изменения и со временем поменяет позиции сайта.

Легко внести изменения в рекламную кампанию. 

Риски

Высокие. Никто не знает, по каким правилам поисковые системы ранжируют сайты. Поэтому из-за нового обновления алгоритмов поисковика сайт может или подняться в позициях и трафике, или упасть. 

Можно управлять рисками: уменьшить бюджет на одну рекламную кампанию, следить за ставками. В любой момент рекламную кампанию можно остановить.

Инерция

После остановки работ трафик продолжает идти на сайт. 


Как только заканчиваются деньги на счете, трафик останавливается.

Сложность инструмента и порог входа на рынок

Сложная механика, нужно привлекать специалиста.

Каждый может создать рекламную кампанию и научиться. 



Еще одна из стратегий — это одновременно заниматься SEO и вести контекстную рекламу. Вот плюсы:

  • Оптимизация сайта повышает конверсию и поведенческие показатели в контексте. Простым языком, из-за рекламы пользователи проводят на сайте больше времени, поэтому поисковики думают, что это удобный сайт, и продвигают его выше в поисковой выдаче. 

  • Упоминание запросов на страницах повышает CTR в контексте. Во время работы с сайтом по SEO добавляем на страницы ключевые слова, из-за чего люди чаще кликают на рекламные объявления.

  • Сайт будет показываться в рекламе и в поисковой выдаче одновременно.

  • Разделение рисков. Вы не делаете ставку на один канал трафика, а смотрите, какой сработает лучше.

  • С помощью контекста можно протестировать, какая конверсия по выбранным вами запросам.

  • Первый год от SEO не стоит ждать быстрых и значительных результатов. В это время контекст поможет увеличить продажи. 

Объясняет:
Юрий Дюпин
Спрашивает:
Ирина Ильяхова

Сообщить об ошибке

Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить сообщение